Авторитет богослужебных книг

15.05.2016
Для клира русских церквей, для государственного аппарата требовались грамотные люди, люди образованные. Естественно, что возникновение классового общества сделало теоретическое знание привилегией в основном господствующего класса. Основные же производители, прежде всего крестьянство, занимают в этом процессе пассивную роль. Их удел - практика, непосредственное общение с орудиями труда, а через них с природой. Все свое время они вынуждены «отдавать безвозмездно всемилостивому феодальному сеньору». Степень занятости основных производителей не давала им возможности теоретизировать. Привилегия использования свободного времени, в том числе и для занятия «науками», надолго сосредоточилась у феодала. Одновременно монопольное право господствующего класса на образование давало ему возможность через литературу знакомиться с «гениальными догадками греков» и вообще с культурным наследием прошлого, хотя это прошлое и это знание были значительно переработаны «отцами церкви». Это закономерно, ибо в рассматриваемый период наука была лишь «служанкой» религии и «все еще глубоко увязает в теологии». Обширная переводческая деятельность того времени основана на необходимости снабдить русскую церковь достаточным количеством специальной литературы, познакомить Русь с достижениями христианского вероучения, с трактовками спорных вопросов, дать популярное изложение «шести дней творения». Их практическое значение невелико. Знакомились с ними в узких кругах грамотных, в монастырях. Русские крестьяне и ремесленники даже при умении читать не смогли бы почерпнуть оттуда ничего полезного для своей практической деятельности. Не следует забывать, что в представлениях подавляющей массы населения Руси эпохи феодализма прослеживаются черты двоеверия, когда наряду с поклонением христианскому богу поклонялись и верили в силу природы, земли. Мировоззрение народных масс феодальной эпохи являло из себя сложный конгломерат, где язычество переплеталось с христианскими представлениями, легендами, апокрифами, народным пониманием христианства.